Роль театрализованной деятельности в развитии речи. Роль театральной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста. Результат проделанной работы

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков., так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной

деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи.

Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой - нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании
игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.
Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями.
Интеграция может быть фрагментарной; мини-игрой; введение сказочного персонажа, как сюрпризный момент.

У детей младшего дошкольного возраста начинает формироваться импрессивный и экспрессивный словарь. Развивается диалогическая речь: формируется умение заканчивать фразу, учатся договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях и стихотворениях. Формируется умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам. Формируется грамматический строй речи: учатся образовывать и использовать в речи существительные мужского и женского рода в единственном и множественном числе, с уменьшительно- ласкательными суффиксами, использовать в речи предлоги В, НА, ПОД.

Формируется умение различать формы глаголов по временам и родам. Развивается умение согласовывать существительные с прилагательным, глаголом, числительным

Формируется умение составлять двусловное предложение. В этом возрасте дети закономерно и абсолютно правомерно допускают ошибки как в произношении звуков, так и в грамматическом построении фраз.

Подготовка детей к театрализации сказок осуществляется постепенно. Дети 2 – 4 лет еще достаточно плохо владеют речью, а поэтому их интерес и внимание направлены на яркие костюмы, фигурки героев сказок, шапочки, маски.

С 3 лет можно использовать инсценировки с игрушками, в которых главные герои выполняют ряд действий (мишка и зайчик качаются на качелях; кукла Маша и ежик строят дом, лисенок катается на лошадке…). После этого предлагаются готовые игровые ситуации, созданные с помощью игрушек и фигурок на фланелеграфе.
Таким образом, театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.

Гатауллина Гульнур Гумаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №414 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Роль театрально – игровой деятельности в развитии речи ребёнка"
Дата публикации: 27.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 414 комбинированного вида»

Ново – Савиновского района

Тема:

«Роль театрально – игровой

деятельности в развитии речи ребёнка»

Воспитатель:

Гатауллина Гульнур Гумаровна

г. Казань, 2017 г.

Согласно ФГОС дошкольного образования развитие речи выделено

в отдельную образовательную область и включает в себя:

Владение речью как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так

как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного

возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка,

глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма,

способствует физическому развитию.

Театрально – игровая деятельность является одним из практических

методов развития речи ребёнка.

Актуальность проблемы состоит в следующем:

Театрально - игровая деятельность имеет огромное значение для развития

творческих способностей дошкольников, она позволяет решать вопросы

развития личности, активизирует словарь, развивает монологическую и

диалогическую речь ребенка, способствует умение организовывать общение

со сверстниками, умение внешне выражать свои внутренние эмоции и

правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Цель: формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей

через вовлечение их в театрально - игровую деятельность.

Задачи:

Сформировать правильную модель поведения в современном мире;

Повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

Познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным

искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый

Совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания,

побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

Основные направления речевой работы в театрально – игровой

деятельности:

Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического

восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой

моторики руки, снятие мышечного напряжения.

Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие

мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия,

совершенствование грамматического строя речи, монологической и

диалогической формы речи, игровых навыков и творческой

самостоятельности.

Методы и приемы работы:

1.Чтение художественных произведений, сказок, стихов.

2. Беседы с детьми.

3. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр, инсценировки, драматизации.

4. Рассматривание иллюстраций.

5. Показ кукольного спектакля для детей младшей группы.

6. Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной

и невербальной речи).

В ходе театрально – игровой деятельности развиваются следующие

личностные качества детей:

Коммуникативные качества:

Умение принимать себя и других;

Умение видеть в другом человеке его достоинства;

Эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

Знание культуры человеческого общения.

Коммуникативные навыки:

Развитие речевых навыков (навыков речевого общения)

накопление опыта положительного взаимодействия;

Умение находить общий язык;

Умение без насилия решать конфликты;

Навыки эффективного общения;

Умение выражать свое мнение публично;

Навыки коллективного взаимодействия;

Навыки взаимного уважения и признания.

Деятельностные качества:

Умение планировать свою деятельность;

Умение налаживать партнерские отношения, взаимодействовать в паре,

Умение действовать в конфликтных ситуациях

Общечеловеческие ценности:

Ценность семьи;

Ценность здорового образа жизни;

Знание и уважение народных традиций.

Театрализованная игра в развитии речи детей:

1) развивает художественный вкус, творческие способности,

выразительность речи;

2) развивает сценическое, певческое, танцевальное творчество;

3) расширяет словарный запас слов, речь;

4) развивает память, мышление, воображение;

5) формирует чувство коллективизма;

6) приобщает детей к театрализованному искусству.

Для театрально – игровой деятельности детей в нашей группе созданы

благоприятные условия. Имеется уголок театрализованной деятельности, где

подобраны игрушки, атрибуты, литературные произведения, театральные

куклы и костюмы. Для музыкального оформления спектакля в группе есть

магнитофон, кассеты, диски. Оформлены театральные уголки для

самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров,

дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по литературным

произведениям. В группе есть стойка для элементов костюмов, простые

декорации, ширмы для кукольного и настольного театра.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей,

собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка,

звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит

ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него

улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает

активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях

расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле

своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию

речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не

то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять,

придумывать - вот, что необходимо ребёнку.

Вывод:

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра

лежит игра. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с

окружающим миром, учатся его понимать. Через театрализованные игры мы

развиваем у детей речевые особенности, обеспечиваем эмоциональное

благополучие. У детей значительно активизируется словарный запас в

повседневной жизни, речь становиться более яркой, эмоциональной.

Консультация для воспитателей

Подготовила:

воспитатель

II категории

Рыбалко С.Е.

Роль театральной деятельности в развитии речи детей.

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок

    познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;

    познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков., так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

Работу по театрализованной деятельности я начала с младшей группы, где дети только начинают ходить в детский сад. Театрализованные игры помогли мне в работе по безболезненной адаптации детей. Я обыгрывала любую игрушку в группе или ту, которую принёс малыш. И видя, как она, его игрушка, пляшет, поёт, разговаривает, у ребёнка появлялась на лице улыбка, радость. Это отвлекало его, помогало легче привыкнуть к коллективу, побуждало к общению со мной и с детьми.

Учила разыгрывать песенки «Петушок, петушок» колыбельные с куклами, потешки: «Кисонька-Мурысонька», «Водичка-водичка»

Учу разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя игрушки, плоскостной, пальчиковый театр. Всё это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх. Это позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения)

Обращаю внимание детей на интонацию голосов животных в сказках «Колобок», «Теремок». Учу Эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки. Например, в игре «Прогулка в лес» (как шумит ветер, шуршат листья) звукоподражательные слова, произносимые с различной интонацией, развивают речевое дыхание.

После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного животного.

Учу детей выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса. («Са-са-са, к нам летит оса» - с разной силой голоса. – тихо, громче, громко. Также меняя интонацию – удивлённо, вопросительно, испуганно, восторженно и т.п.

Расширяется словарный запас детей.

В средней группе планирую большое внимание уделять выразительности речи. Закреплять умение детей сочетать речь с движением

Для театрализации использую сказки Корнея Чуковского «Муха Цокотуха», «Айболит», Федорино горе и др. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Перчатки». Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Колобок». Песенки «Жили у бабуси», «В траве сидел кузнечик». Стихи «Дождик - дождик» и т.д.

В группе мы создали театрализованный уголок, в который входят следующие виды театра:

    пальчиковый театр;

    настольный театр;

    плоскостной театр;

    платковый театр.

    театр ряженых;

    театральные шапочки.

Все эти театры находятся в доступном для детей месте.

Платковый театр я использую в разные режимные моменты (умывание, непосредственно образовательная деятельность, гимнастика после сна, подвижные игры, приём пищи и т.д.)

В группе создан уголок ряженых, где дети любят наряжаться и разыгрывать разные сценки.

В своей работе по театрализованной деятельности я привлекаю родителей, которые помогают изготовить костюмы и атрибуты.

Таким образом, работа по театральной деятельности способствует не только пополнению знаний, умений а и является средством формирования речи, личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных ситуациях.

Речь ребёнка становится более выразительной, грамотной. Обогащается новыми словами.

Моё стремление направлено к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть чёткой, звучной, выразительной, неторопливой. Должна быть красочной и выражать мысли ребёнка.

Театрализованная деятельность способствует развитию фантазии, воображения, всех видов памяти и детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического. Она вводит детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, но и помогает раскрывать творческие возможности, развивает речь и, что самое главное, помогает адаптироваться ребёнку в обществе.

Основная трудность в театрализации это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Рекомендую родителям чаще читать детям сказки, а потом в ролях пересказывать небольшие отрывки, учить стихи, потешки.

МДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Консультация

на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»

Подготовила: Синдянкина Н.А.

Дошкольный возраст – это активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра.

Н арушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная, со сверстниками и взрослыми, театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка.
Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками.

Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

Игры в кукольный театр;

Игры- драматизации;

Игры- представления (спектакли);

Плоскостные и теневые театры.

Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог).

Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Создание спектакля с дошкольниками- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка.
Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.
Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.
В нашем детском саду в каждой группе есть специальные уголки для театрализованной деятельности, где имеются куклы для настольного, варежкового, пальчикового, теневого и других видов театра: шапочки- маски для кукольного театра.

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Процесс автоматизации звуков – это кропотливый и долгий труд родителя, воспитателя и логопеда. Часто ребенок просто отказывается от монотонных заданий и теряет интерес к таким занятиям. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Вверх